08.06.2017

Пембролизумаб показал эффективность против множества опухолей

86 участников исследования препарата пембролизумаб, помогающего иммунной системе атаковать опухоли, страдали разными онкологическими заболеваниями: опухолями поджелудочной железы, предстательной железы, матки и костей. Их объединяло лишь то, что все они имели запущенное онкологическое заболевание, которое не поддавалось стандартному лечению.

У одной женщины был очень редкий вид рака, для которого даже не существовало проверенных методов лечения. Врачи посоветовали ей «привести свои дела в порядок».

У Эдриенн Скиннер из Ларчмонта, штат Нью-Йорк, был чрезвычайно редкий и смертельный рак. Она начала принимать пембролизумаб в 2014 году, и ее опухоль исчезла. Уиттен Саббатини для NY Times
У Эдриенн Скиннер из штата Нью-Йорк был чрезвычайно редкий вид рака, который не поддавался стандартному лечению. Она начала принимать пембролизумаб в 2014 году, и ее опухоль исчезла. Фото: Уиттен Саббатини для New York Times.

Результаты, опубликованные в журнале Science

В отличие от обычных пациентов онкодиспансеров, испытуемые несли генетические мутации, которые нарушили способность клеток восстанавливать поврежденную ДНК.

Исследование началось в 2013 году и финансировалось благотворительными организациями. Единственная роль производителя Merck&Co. заключалась в поставке лекарства.

После приема пембролизумаба у 66 пациентов опухоли значительно уменьшились. Среди них было 18 пациентов, у которых опухоли полностью исчезли.

Контрольной группы пациентов не было. Всего 4% больных раком имеют тип генетической аберрации, восприимчивый к пембролизумабу.

Что из себя представляет пембролизумаб?

Пембролизумаб — это иммунотерапевтический препарат нового типа, известный как блокатор PD-1, который разоблачает раковые клетки, чтобы иммунная система могла их найти и уничтожить.

Новый подход к классификации рака

Врачи-клиницисты привыкли классифицировать рак по месту его расположения в организме — у пациентов диагностируют, например, рак легких или рак головного мозга.

Учёные-исследователи, напротив, уже много лет говорили, что значение имеет лишь генетическая мутация. Они были уверены, что смогут вылечить рак с помощью лекарств, нацеленных на мутации, где бы ни располагались опухоли.

В действительности все оказалось гораздо сложнее. Мутация, встречающаяся, например, у половины пациентов с меланомой, редко встречается у пациентов с другими онкологическими заболеваниями. И даже когда учёные выявили эту мутацию у 10% пациентов с раком толстой кишки, лекарство, которое сработало на больных меланомой, оказалось неэффективным.

В основу нового исследования легла концепция, согласно которой иммунная система может распознавать раковые клетки как чужеродные и уничтожать их. Проблема в том, что опухоли избегают иммунной атаки, делая раковые клетки «невидимыми».

Как открыли пембролизумаб?

Почти идентичный препарат, ниволумаб, давали 33 больным раком толстой кишки, но только у одного рак исчез. Доктор Диас, генетик Университета Джона Хопкинса и ведущий автор нового исследования, понял, что особенного было в том пациенте: генетическая мутация не позволяла опухоли восстанавливать повреждения ДНК. Как только лекарство замкнуло механизм маскировки опухоли, иммунная система мужчины без труда нацелилась на чужеродные белки раковых клеток.

Это подвело доктора Диаса к идее нового исследования. Он и его коллеги искали пациентов, опухоли которых имели бы генетический дефект в любом из четырех генов на пути восстановления поврежденной ДНК. Они дали этим пациентам блокатор PD-1 и были удивлены результатами.

История одной пациентки

У Эдриенн Скиннер из Ларчмонта, штат Нью-Йорк, был чрезвычайно редкий и смертельный ампулярный рак в конце желчного протока. Стандартного лечения нет, прогноз был неблагоприятный. Врачи назначили ей радикальную операцию по удалению части поджелудочной железы, части тонкой кишки и желчного пузыря.

Лечь на операционный стол Эдриенн не успела: рак дал метастазы в печень и хирург отменил операцию. Эдриенн прошла два вида химиотерапии в течение года. Не помогло.

Безнадежная, как казалось, пациентка получила право на участие в клинических испытаниях доктора Диаса в Университете Джона Хопкинса. 15 апреля 2014 г. Эдриенн приняла первую дозу пембролизумаба. Спустя 3 месяца лечения, в июле, опухоль исчезла. Еще два года пациента принимала препарат для подстраховки. В прошлом году прекратила прием, но рак не вернулся.

На самом деле, я вылечилась за несколько месяцев. У меня прекрасная жизнь.

Исследование продолжается.

Медицинский центр «Традиции» внимательно следит за развитием медицины в России и за рубежом. Если вы проживаете в Санкт-Петербурге или Ленинградской области, вы имеете уникальную возможность вызвать на дом онколога нашего медицинского учреждения. Врач проведет осмотр и назначит расширенную диагностику.
Тел.: +7 (812) 323‑07‑49, +7 (921) 932‑14‑79 (пн-пт 9.00 - 21.00; сб-вс 10.00 - 18.00).